Средняя грузоподъёмность теплоходов, работающих на внутренних водных путях России (Волга, Дон, Ока, Кама и др.), составляет около 2000 тонн.
Это значение характерно для большинства судов проектов 576, 1565 и аналогичных типов, эксплуатируемых с 1960-х годов по сегодняшний день.
Типовые показатели грузоподъёмности:
Проект 576 (например, «Северодвинск», «Нефтегорск», «И. Малозёмов»):
Грузоподъёмность — 2000 тонн
Валовая вместимость — около 2135 рег. т.
Полное водоизмещение — от 2800 до 2950 тонн
Проект 1565 и модификации (1565М, 1565МП)
Грузоподъёмность — от 3000 до 5000 тонн, в зависимости от осадки и конфигурации
Проект «река-море» (например, тип ОМ):
До 5000 тонн, используется также на прибрежных участках морей
От чего зависит грузоподъёмность?
Тип проекта и габариты судна
Допустимая осадка на маршруте — шлюзы, глубины, перекаты
Назначение судна (навальные грузы, контейнеры, генеральные, рефрижератор)
Сезон и уровень воды — весной допустим больший тоннаж, летом и в межень — ограничения
Почему 2000 тонн — это «золотой стандарт»?
Такой тоннаж позволяет:
Без проблем проходить шлюзы и перекаты на большинстве рек
Обеспечивать стабильную логистику с хорошей рентабельностью
Использовать относительно небольшую команду (экипаж 6–8 человек)
Гибко работать с широким спектром грузов: песок, щебень, зерно, металл, стройматериалы и др.